Новости
О городе и о горожанах
Образование
Культура
Православие
Спорт и активный отдых
Транспорт
Городской справочник
Новости
 
 
Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Мнение. «Лента славы» Печать
19.03.2012 г.

В ноябре у музейного комплекса «История танка Т-34» был открыт первый памятный знак «Лента славы» в честь 70-летия битвы за Москву. Танки Т-34 сыграли важную роль в Московской битве, они изображены на медали «За оборону Москвы», поэтому место установки первого знака близ музея никого не удивило.

Удивило другое, почему на знаке надпись: «Лобненский рубеж». По всем военным картам и по воспоминаниям ветеранов, лобненский рубеж проходил западнее железнодорожного полотна. За железную дорогу врага не пустили.

Президент Музейного комплекса Лариса Николаевна Васильева поделилась своим видением судьбы «Ленты славы».

- Идея установки знаков в местах, где проходила Московская битва, принадлежит Губернатору Московской области Б.Громову, заместителю мэра Москвы Л.Швецовой и председателю Московского комитета ветеранов войны генералу-майору в отставке И.Слухаю.

По задумке, знак предполагается устанавливать во всех исторически значимых местах, которые были отмечены подвигами красноармейцев в битве за Москву. «Лента славы» должна объединить не только ближайшие к Москве рубежи обороны и начала контрнаступления советских войск в 1941 году. Этот знак, как маячок, должен показывать места самых жестоких сражений, самых памятных, самых близких, самых разных… Я уверена, у знака мощное будущее. Белый Раст, Перемиловские высоты… Да, не самое близкое место, но самое жесткое, где схватка перешла в рукопашный бой…

Федоскино. Тыл? Да. Но у нас в музее есть воспоминания, в которых говорится, что в Федоскино стояли морские пехотинцы, и в Марфино стояли, а потом шли в бой за Москву. Значит, знаки должны быть и здесь. Одна из жительниц Федоскино вспоминает: «Накануне контрнаступления моряки шли в сторону Шолохово и Красной Горки из Федоскино. Постучали в окно. «Хозяйке, открывшей двери, молодой человек передал огромную медную, еще царского производства, кастрюлю. Сказал: «Можно, я вам ее оставлю. Нам уже не пригодится». Они шли умирать. Эта кастрюля находится у нас в музее…

Мытищи. Некоторые скажут, здесь был тыл. Но именно здесь проходили испытания и собирались танки, здесь их ремонтировали. Разве это не рубеж? Знаки должны быть и в Сухарево, и на Красной Горке, где стояла армия. Воспринимать «Ленту славы» надо не километрами, а событиями. Километры только связывают происходившее в полушаге от Москвы.

Когда мы устанавливали знак у музея, нас согревало то обстоятельство, что именно с этой окраины, с д.Шолохово шла танковая группа полковника А.Кравченко, потрясающего танкиста. Он дослужился до звания генерала армии и окончил войну в Японии.

Следующий знак, я уверена, должен быть установлен в Луговой у ВНИИ кормов. И как можно быстрее. Вплотную к Москве фашистами были созданы две опорные базы - в Красной Поляне и Крюково (Зеленоград). И здесь обязательно должны быть знаки. От Красной Поляны в сторону Москвы фашистам удалось продвинуться еще на 4 км, заняв д.Катюшки и дойдя до бывшего монастыря.

Во всех исторических справках Катюшки упоминаются как крайняя точка наступления немцев (27 км от Кремля). Но сегодня здесь нет ни одного опознавательного знака, ни одного памятника. А ведь это самая близкая точка к столице, где побывали фашисты за всю историю Великой Отечественной войны. Сегодня Катюшки активно застраиваются, пройдет два-три года и ничего не останется в памяти людской о происходивших здесь в 1941 году событиях. Здесь, ради памяти красноармейцев, освободивших нашу землю от фашистов, знак необходим в первую очередь!!!

Знак должен стоять у «Зенитного орудия». Здесь были остановлены фашистские танки, рвавшиеся к Москве. И те памятные три березы, посаженные местными жителями – братьями Иванищенковыми на месте стрелявшего по врагу орудия командира боевого расчета сержанта Г.Шадунца, необходимо сделать достоянием лобненцев. К сожалению, они стоят за забором на частной территории…

Как минимум, четыре знака должно быть в Лобне…

Почему первый знак оказался у музейного комплекса? Ну, кто-то должен был начать… И уходить здесь от слова «Лобненский рубеж», я уверена, нельзя, потому что сюда, к рубежу Сухарево-Шолохово- Красная Горка с полигонов в Мытищах, из сел и деревень Марфино, Федоскино, Хлебниково, где располагались советские воинские части, с 29 ноября 1941 года начали сходиться войска, чтобы пойти в контрнаступление. И через 2,5 км у станции Луговая встретиться с врагом.

У нас есть фильм Инны и Алексея Ермиловых «Суровая осень», в котором старожилы Луговой вспоминают, что здесь было. И есть кадры простреленного пулей окна. И хозяйка дома не дает его заменить, бережет историческую память. Надо радоваться тому, что появился первый знак и сердиться на то, что не установлен следующий.

Знаки должны быть узнаваемыми, созданными в одном стиле…

Мы уйдем, придут молодые и по этой «Ленте славы» они будут узнавать время… Знак не только дополнит события фактами (на каждом знаке должно быть объяснение, почему он установлен в этом месте), он объединит и организует, потому что сегодня события, происходивие на линиях обороны – разрозненны. Каждый город знает только свою историю… Если бы у меня не было музея, я бы всю оставшуюся жизнь посвятила установке памятных знаков и созданию книги «Дорогами ленты славы». Я думаю, найдутся люди, которые эту идею подхватят.

Чтобы идея не осталась просто идей, необходимо продумать, в соответствии с историческими фактами, места установки памятных знаков в нашем городе. И без участия руководства города, Музея истории города, Совета ветеранов, главного архитектора города, ВНИИ кормов, строительной компании «Мортон», ведущей застройку в микрорайоне Катюшки, и других заинтересованных сторон здесь не обойтись. Мы все в долгу перед подвигом наших отцов и дедов.

Л. Панина

 
« Пред.   След. »